ЗА «ДРОБЛЕНИЕ» БИЗНЕСА ПРЕДУСМОТРЕНА УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

Схема «дробления» бизнеса с целью использования преимуществ, которые дают налогоплательщикам специальные режимы налогообложения, достаточно часто используется в последнее время налогоплательщиками для минимизации налоговых обязательств.
При общепринятой системе налогообложения налогоплательщик уплачивает как минимум налог на добавленную стоимость (20%) и налог на прибыль организаций (20%). При применении специальных налоговых режимов речь идет лишь об одном из двух вариантов:
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД), составляющий 15% от налоговой базы (торговая площадь, численность, количество транспортных средств);
- упрощенная система налогообложения (УСНО) с объектом налогообложения «доходы» и ставкой 6% или с объектом налогообложения «доходы-расходы» и ставкой 15%.
Законодатель предусмотрел ряд ограничений для применения специальных налоговых режимов:
- по площади торгового зала не более 150 кв.м. (для розничной торговли);
- по численности до 100 человек;
- по сумме дохода и ряд других.
Цель применения специальных налоговых режимов - поддержка малого и среднего бизнеса. При этом нерадивые предприниматели, бизнес которых расширился, используют указанные нормы законодательства, исключительно в личных интересах, искусственно подводя показатели своей деятельности под возможность применения пониженных ставок налогов путем «дробления» бизнеса посредством регистрации подконтрольных фирм!
В результате дробления вместо одной организации появляется ряд новых самостоятельных структур, применяющих определенный специальный налоговый режим и выполняющих хозяйственные функции, в т.ч. ранее выполняемые прежней организацией.
Налоговыми рисками в данном случае выступает снижение налоговой нагрузки по группе бизнеса, и как результат – уклонение от налогообложения.
Так, например, по результатам проведенных налоговиками контрольных мероприятий может быть установлено, что с целью применения специальных режимов налогообложения предприниматель осуществил «дробление» своего бизнеса, разделив торговые площади и численность сотрудников между взаимозависимыми и подконтрольными лицами, фактически не осуществляющими деятельность.
О формальности ведения бизнеса подконтрольными структурами могут свидетельствовать следующие факты: взаимозависимость субъектов в группе; место нахождение организаций по одному адресу; использование одной товарной марки; наличие единой бухгалтерии; наличие единой логистической схемы закупки и доставки товара, использование одних и тех же транспортных средств и контрагентов для закупки; использование единого ip-адреса, с которого осуществляется отправка бухгалтерской и налоговой отчётности, осуществляется расчеты с поставщиками; пересечение состава работников, обслуживающих торговые объекты.
Итак, «дробление бизнеса» в интерпретации налоговых органов имеет место тогда, когда вместо одной компании, применяющей общую систему налогообложения, осуществляют предпринимательскую деятельность несколько ООО, ИП, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения, позволяющие минимизировать налоговые отчисления в бюджет. При этом все компании имеют между собой некую взаимосвязь, подчиненную единой цели — незаконной минимизации налогового бремени.
Налоговые органы Рязанской области предупреждают – формальное разделение деятельности с целью применения льготного режима налогообложения чревато негативными налоговыми последствиями и влечет за собой серьезную уголовную ответственность! В целях поддержания деловой репутации налогоплательщикам необходимо самостоятельно оценивать риски неблагоприятных последствий минимизации налоговых платежей.

Основные признаки, которые свидетельствуют
о незаконном применении схем минимизации
налоговых обязательств путем «дробления бизнеса»

В качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:
- дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
- применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
- налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
- участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
- создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
- несение расходов участниками схемы друг за друга;
- прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
- формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
- отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
- использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети "Интернет", адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
- единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
- фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
- единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
- представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
- показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
- данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
- распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Памятка

Письмо